Главная » Статьи » Материалы (консультации, мастер-классы и т.д) |
Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»
Подготовительная работа: Ø Оформление приглашений для родителей в гостиную. Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1). Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ». Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников. Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2). Индивидуальное общение с родителями на тему : «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией» План проведения мероприятия: 1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ- технологию». 2. Знакомство с результатами анкетирования родителей. 3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ» 4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией» 5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей». Ход мероприятия: 1. 1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа. Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. 1. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1). 2. 3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ» В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте; 2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?); 3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?; 4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?; 5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется; 6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными). Круги Луллия. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок. Пособие «Гусеничка» формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. "Дидактический мяч» Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться. Пособие «Часы» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок. «Вертолина» Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. 1. 4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией» Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь. Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Игра «Шкатулка со сказками» Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками. Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом. Игра «Превращения» Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул). Игра «Исправь ошибку» Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал: ü внучка маленькая, а бабушка старенькая; ü Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый; ü Лиса хитрая, а Колобок жёлтый; ü Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая; ü Заяц серый, а петушок смелый; ü Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый; ü Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая; ü У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п. 1. 5. Подведение итога мероприятия. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!» Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах. (предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей») Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч! Используемая литература: 1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с. 2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с. 4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г. 5. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на- Дону, 1993г. - 32 с. 6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г. 7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с. 8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г. 9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998. 10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с. 11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на- Дону, 1994г. - стр.75-77. 13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с. 16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с. 2. 3. Приложение №1. Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА” 1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ 2. Дата рождения___________________________________________________ Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование. 3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________ 4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________ 5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________ 6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________ 7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________ 8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________ 9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________ 10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________ 11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________ 12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________ Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2. Факторы успешного речевого развития детей. (памятка для родителей)
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения, Создавать условия для общения с другими детьми, Речь взрослого – пример для подражания, Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи. Совместные игры взрослого и ребёнка, Чтение художественной литературы, разучивание стихов, Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему», Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев, Рассказывание стихов руками. | |
Просмотров: 876 | |
Всего комментариев: 0 | |