Игры на формирование умения выявлять функции объекта - Материалы (консультации, мастер-классы и т.д) - Каталог статей - Иванова М.В
Главная » Статьи » Материалы (консультации, мастер-классы и т.д)

Игры на формирование умения выявлять функции объекта


1.1. "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет)

         Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. 

         Примерный ход:

В: Телевизор. 
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. 
В: Что может мяч? 
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. 
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку? 

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. 
Ознакомление с окружающим миром.

В: Что может светофор? 
Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу. 
В: Что еще может светофор? 
Д: Перегореть, сломаться. 
В: Что тогда может случиться? 
Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария. 
В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей). 

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать? 
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. 
В: Еще? 
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека. 

Экология. 

В: Что может растение? 
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. 
В: Что может слон? 
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. 
В: Что может дождь? 
Д: Растворить лед. 
В: Когда и почему? 
Д: Когда ярко светит солнце, тепло. 
В: Что еще может лед? 
Д: Лед может расколоться, треснуть. 
В: А какие полезные функции у льда? 
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. 
В: Что можно делать со льдом? 
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки. 
В: Что может дождь? 
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить. 

Музыкальное воспитание

В: Что может песня? 
Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь. 
В: Что может звук? 
Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку. 

Изобразительная деятельность. 

В: Что может краска? 
Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть. 
В: Что может художник? 
Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши. 
В: Что может глина? 
Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь. 

Математика. 

В: Что может цифра "4"?
Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. 
В: Что может треугольник? 
Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы. 
В: Что может знак "+"?
Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради. 

 

1.2. "Дразнилка" (проводится с 5-лет).

         Правила игры: 

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др. 
         Ход игры: 

В: Кошка. 
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос. 
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

Ознакомление с окружающим миром. 

В: Кинотеатр. 
Д: Смотрилище, показывалка. 
В: Знаки дорожные. 
Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…

Физическая культура. 

В: Мяч. 
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка. 

Экология. 

В: Снег. 
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка. 
В: Когда он может быть укрывалкой? 
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло. 
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? 
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега. 
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть? 
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор. 
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище. 
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками. 
В: Подразните его в этот момент! 
Д: Украшалочка, украшалка. 

Ознакомление с трудом людей. 

В: Трактор в поле. 
Д: Пахалище, вспахивалка….
В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним? 
Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка. 

 

1.3. "Мои друзья" (проводится с 4-х лет).

         Правила игры: 

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют кто они (дерут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. 

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. 

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком. 

         Ход игры: 

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать. 
К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка. 
В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям. 

Ознакомление с окружающим миром. 

В: Мои друзья - это то, что может говорить. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.: 
В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча. 

Развитие речи. 

В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы. 
К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль. 
В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж. 
В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце). 
К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары. 
Как усложнения для 6-7 лет. 
Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".
Д: Бегать, прыгать, летать. 

Изобразительная деятельность. 

В: Я - солнце. Мои друзья - это теплые краски, которые живут в ваших образах. 
Д: Подбегают дети цветка, огня. 
В: Мои друзья - это то, что умеет рисовать. 
Д: Карандаш, кисти, палец руки, акварель, веточка, палочка. 

Экология. 

Дети выбирают для себя объекты природного мира живой и неживой системы: птицы, камня, реки, рыбы, песка, цветка, земли и так далее. 
В: Мои друзья - это то, что умеет дышать. 
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, то есть объектов природного мира живой системы. 
В: Мои друзья - это то, что умеет цвести и размножаться. 
К ведущему подбегают дети, взявшие на себя образ птицы, рыбы, реки (она тоже "цветет"), цветка (и цветет, и размножается). 

Примечание: сопутствующая задача - закрепить у детей свойства живых объектов природного мира: дышат, растут, самостоятельно двигаются, размножаются. (см. игру "Все в мире перепуталось").
В: Мои друзья - это то, что умеет издавать звуки. 
К ведущему подходят дети, взявшие образ реки, птицы, ветра. 

Неживая природа. (методика маленьких человечков). 

В: Мои друзья - это то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое. 
К ведущему подходят те дети, которые взяли на себя образ воды (она замерзает при низкой температуре), яйцо (оно на сковородке сначала жидкое, а потом твердое), капельки воды в воздухе (они при морозе превращаются в иней). 
Ведущий добавляет: стекло тоже сначала жидкое, его выдувают в вазы, лампочки. Металлические изделия: под воздействием высокой температуры плавится металл, потом он затвердевает в отдельных формах. 
В: Мои друзья - это то, что умеет превращаться в газообразное состояние. 
К воспитателю подходят дети, взявшие образ воды в чайнике, в самоваре. 
В: Мои друзья - это то, что умеет взаимодействовать между собой. 

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметных картинки с разными объектами. Например, 

ребенок 1: стол и вода
ребенок 2: сахар и стакан с водой
ребенок 3: ручка и стол
ребенок 4: молоко и чашка чая
ребенок 5: краска и вода
ребенок 6: зонт и дождь
ребенок 7: часы и шкаф. 

В: Что же взаимодействует между собой? 
К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды. 
В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя. 
В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют. 
К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола. 

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли. 

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы: 
В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу и умеют быстро бегать. 
Д: Лиса, волк. 
В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. 
Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта. 

В: Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии. 
Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер. 
В: Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком. 
Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня. 

Категория: Материалы (консультации, мастер-классы и т.д)
Просмотров: 751 | Рейтинг: 5.02
Всего комментариев: 0
uCoz
uCoz